Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аналитическая философия

Энциклопедический словарь

Аналити́ческая филосо́фия - направление западной, главным образом англо-американской философии XX в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения: 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); 2) лингвистическая философия.

* * *

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ, направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма (см. НЕОПОЗИТИВИЗМ). Основные течения:

1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен);

2) лингвистическая философия (см. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ).

Большой энциклопедический словарь

АНАЛИТИЧЕСКАЯ философия - направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения: 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен);

2) лингвистическая философия.

Энциклопедия Кольера

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - преобладающее течение мысли в англоязычных странах 20 в.; способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости. Последние были выражены, например, австрийским философом Людвигом Витгенштейном (1889-1951) в работе Tractatus Logico-Philosophicus (1921) следующим образом: "Цель философии - логическое прояснение мыслей". Примеры логического анализа можно найти в работах Платона и Аристотеля, средневековых теологов, рационалистов и эмпириков 17 и 18 вв., британских утилитаристов и в бесчисленном множестве сочинений других мыслителей. Вплоть до 20 в. философы обычно полагали, что главные философские вопросы - природа реальности, возможности и границы человеческого познания, природа добра и справедливости, смысл жизни - достаточно ясны, и задача философии заключается в том, чтобы дать на них ответы, причем неважно - ясные или не вполне понятные. Если идеал ясности должен быть отброшен ради того, чтобы найти истину, эту жертву следует принести не колеблясь. По мере развития философии возникали различные соперничавшие друг с другом "школы", каждая из них имела своих лидеров и последователей, свою методологию, свое мировоззрение (например, существовали школы томистов, картезианцев, кантианцев, немецких идеалистов, марксистов, прагматистов и др.). Некоторые из этих школ, отпраздновав краткий триумф, исчезали, другие продолжали жить, третьи со временем обретали новое дыхание. Однако сколько-нибудь заметного прогресса в поиске общезначимых решений главных философских проблем не наблюдалось. После двух тысячелетий развития философской мысли однозначные решения казались столь же недостижимыми, как и в древности. Возникновение аналитической философии означало надежду на прогресс. В конце 19 в. был разработан новый инструмент мышления - формальная логика. В том виде, который ей придали Г.Фреге, Б.Рассел и А.Н.Уайтхед, формальная логика позволила с большой точностью описать формы суждений и отношения между ними. На целый ряд философских вопросов, в частности касавшихся природы математики, были сразу даны новые и четкие ответы, и стало казаться, что с помощью формальной логики можно будет найти окончательное решение философских проблем. Б.Рассел назвал одну из своих лекций "Логика как сущность философии". Американский философ Ч.С.Пирс сформулировал суть нового подхода в своем знаменитом эссе Как сделать наши идеи ясными (1878). Хорошим примером использования логики в решении философских проблем является "теория дескрипций" Рассела в ее применении к проблемам истины и существования. Рассел задался вопросом: истинно или ложно утверждение "Нынешний король Франции лыс"? По-видимому, здесь мы имеем дело со следующей дилеммой. Утверждение явно не истинно, но, поскольку "нынешнего короля Франции" не существует, нельзя также сказать, что оно ложно, ибо тогда мы вынуждены будем сделать вывод о том, что нынешний король Франции не лыс. Анализ приведенного утверждения показывает, что оно представляет собой конъюнкцию трех более простых утверждений: "существует нынешний король Франции"; "существует не более чем один нынешний король Франции" и "если кто-то является нынешним королем Франции, то он лыс". Явно ложным является только первое из этих утверждений, и с ним уже не связано никаких проблем. Таким образом, анализируя логическую форму утверждения, мы можем прийти к более ясному пониманию его смысла и истинности, избегая неверных импликаций и псевдопроблем. Подобным же образом аналитический философ подходит к разрешению вечного вопроса: "В чем смысл жизни?" Сам вопрос кажется простым, хотя и не имеющим простого ответа. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что он тоже нуждается в прояснении. Понимаем ли мы, что такое "смысл" и что такое "жизнь"? Верно ли, что существует только один "смысл" и что вся "жизнь" имеет этот смысл? Допущения, которые мы принимаем, крайне сомнительны, следовательно, сомнительна и сама формулировка вопроса. Вопрос о смысле жизни должен быть задан как-то иначе, чтобы не были безнадежными все попытки его решения. Руководящий принцип аналитической философии в этом и других случаях, как его формулирует Витгенштейн в предисловии к Логико-философскому трактату, гласит: "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно; о том же, что сказать невозможно, следует молчать". В период примерно с 1920 по 1950 в рамках аналитической философии существовало мощное движение, известное под названием логического позитивизма. Возникло оно в Вене (отсюда наименование первого периода развития логического позитивизма - "Венский кружок"). Философы этого направления, М.Шлик, Р.Карнап, А.Дж.Айер и др., полагали, что все осмысленные утверждения являются либо научно верифицируемыми утверждениями о мире, либо чисто логическими тавтологиями. Суждения традиционной философии, как и многие суждения, принадлежащие сфере обыденной жизни, были объявлены бессмысленными. Для пропаганды своих идей "Венский кружок" созывал международные конференции, издавал собственный журнал и серию книг, поддерживал связи с близкими по взглядам философами в других странах. Концом логического позитивизма можно считать публикацию в 1950-х годах серии статей одного из бывших членов Венского кружка К.Гемпеля, в которых были отмечены принципиальные трудности и даже неясности, связанные с самим ключевым понятием осмысленности. Серьезная критика неопозитивистских принципов была проведена американским логиком У.В.О.Куайном. Руководствуясь идеалом ясности, аналитики занимались изучением не только логической структуры языка, но и его употребления в обыденных, повседневных контекстах. Подчеркивалось, что при анализе языковых выражений следует принимать во внимание эти контексты. Отрываясь от них, философы используют термины в специфических несобственных смыслах и поэтому сталкиваются с затруднениями, которые не могут быть устранены в принципе. Видными представителями этого течения (т.н. "анализа обыденного языка"), кроме "позднего Витгенштейна", были Г. Райл, Дж. Остин, Г. Э. М.Энском и Н. Малколм. Приблизительно с 1960 акценты сместились, и под влиянием Куайна язык и логика стали рассматриваться, подобно эмпирическим наукам, не просто как набор инструментов для анализа, а как некое знание о реальности. В результате в лоно философского анализа возвратились традиционные проблемы: истины, фактического соответствия, синтеза знания. Но поскольку требования ясности и логической строгости все еще считаются абсолютно необходимыми, термин "аналитическая философия" остается в своих правах, а обозначаемый им образ мышления продолжает господствовать в мире англоязычной философии.

См. также

КАРНАП Рудольф;

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг;

РАССЕЛ Бертран;

МУР Джордж Эдуард;

ФРЕГЕ Готлоб;

УАЙТХЕД Алфред Норт;

АЙЕР Алфред Джулс;

РАЙЛ Гилберт;

КУАЙН Уиллард ван Орман;

ОСТИН Джон;

ПИРС Чарлз Сандерс.

ЛИТЕРАТУРА

Геллнер Э. Слова и вещи. М., 1962 Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965 Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма. Основные течения:

1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк - США) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен - США);

2) лингвистическая философия - философия обыденного языка (Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Строусон - Великобритания).

Словарь народов и культуры

Аналитическая философия

(analytic philosophy), направление в философии 20 в., получившее распространение в Австрии, Великобритании и США. А.ф. рассматривает осн. филос. проблемы с т. зр. выяснения или анализа таких понятий, как значение, истина, необходимость. Хотя А.ф. представляет собой свободную (как бы естественным образом сложившуюся) традицию, а не узкоспецифическую доктрину, в ней тем не менее существует общее согласие относительно ряда конкретных вещей. Философия считается особым ср-вом познания, к-рый использует методы, отличающиеся от методов естественных или обществ, наук; кроме того, в отличие, напр., от биологии или экономики, она не связана ни с какими конкретными фактами. Задача философии - не построение теорий, к-рые приумножают наше знание о мире, но прояснение самого знания и тех представлений, к-рыми мы уже обладаем. Это прояснение достигается при помощи анализа языка, к-рый применяется при формулировании филос. понятий. Общая схема оставляет, однако, простор для внутр. разногласий. В частности, существует разногласие между Расселом, с т.зр. к-рого подобный анализ дает ответы на традиц. вопросы метафизики и эпистемологии, и Витгенштейном, утверждающим, что подобные вопросы - рез-т недоразумения, к-рого можно избежать с помощью построения идеального (искусств.) языка. В связи с этим обсуждается вопрос, может ли филос. анализ проводиться в систематической форме на основе ср-в и методов мат. логики, как считают логические позитивисты (логический позитивизм), или решение филос. проблем требует детального анализа отд. сфер естественного, обыденного языка (лингвистическая философия). Представителей этого направления обвиняют в увлечении построением разных систем с якобы строгой аргументацией и ясностью выражения. Критики утверждают, что это течение бесплодно, ограничено частными моментами и игнорирует осн. филос. проблемы.

Полезные сервисы